Петр Петрович Кончаловский – один из самых значительных советских художников. Он получил признание при жизни, а сегодня его творения оцениваются в сотни тысяч евро.
Детство и юность
Будущий живописец родился в украинском городе Славянске в 1876 году. Петр Петрович происходил из обеспеченной семьи. Его отцом был Петр Петрович Кончаловский – старший – переводчик и книгоиздатель, а матерью Виктория Тимофеевна Кончаловская (в девичестве Лойко) – дочь харьковского помещика.
Ожидалось, что после женитьбы отец художника поможет в управлении поместьем. Однако помещика из Кончаловского-старшего не вышло. Петр Петрович избрался мировым судьей в Харьковской губернии. Он занимал этот пост, когда был арестован за пропаганду среди крестьян, и отправлен в ссылку. Будущему художнику на момент этих событий едва исполнилось три года.
После смены губернатора Харьковской области Виктория Тимофеевна, мать живописца, воспользовалась своими связями, чтобы вернуть мужа из ссылки. В прошении она указывала, что осталась одна с шестью детьми. Ее просьбы были услышаны, и Кончаловского старшего помиловали.
Семья перебралась в Харьков, где восьмилетний Петр стал посещать художественную школу.
После возвращения из ссылки о государственной службе не могло быть и речи, поэтому Петр Кончаловский занялся переводческой работой и книга изданием. В 1889 году семья переехала в Москву.
Петр Петрович-старший сыграл важную роль в появлении иллюстрированного издания сочинений Ю.М. Лермонтова. В ходе работы над книгой, он познакомился и завел приятельские отношения с такими талантливыми художниками, как В.А. Серов и М.А. Врубель.
Возможно, под влиянием друзей отца младший Кончаловский сильно увлекся живописью. Он стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. Отец будущего художника скептически относился к интересам сына и уговаривал его поступить в Московский университет на факультет естественных наук. Кончаловский-младший сумел настоять на своем, и отправился в Париж, чтобы дальше изучать живопись.
Творчество
В начале своего творческого пути Петр Кончаловский тяготел к реализму. Однако годы учебы в Париже повлияли на его восприятие живописи. В 1896-1898 гг. художник посещал занятия в Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса и Ж. Ж. Бенжамен-Констана.
Кончаловский познакомился с творчеством современных ему западных живописцев – Винсента ван Гона, Поля Сезанна, Анри Матисса.
По возвращении в Россию Петр Кончаловский поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств.
В 1902 году женился на Ольге Суриковой, дочери знаменитого живописца.
Нулевые годы стали периодом творческого становления художника. Кончаловский много размышлял о том, какие картины он хочет создавать. На живописца с одной стороны влияли принципы реалистичного искусства, усвоенные им в ранней юности, с другой – Петр Кончаловский вдохновлялся работами импрессионистов. Многие картины художника, написанные в тот период, были уничтожены им самим.
Друзья вспоминают, что 1907 год стал переломным для живописца. В это время он с семьей гостил в поместьях знакомых в Калужской области. Смена обстановки пошла на пользу: художника оставили сомнения, он выбрал импрессионизм и стал много и продуктивно работать в этом направлении.
В начале века работы Кончаловского начинают выставляться в Москве. В 1907 г. художник отправляется в Германию, затем во Францию, в которой он остается до 1909 года.
Во Франции его работы экспонировались на ежегодной выставке Национального общества изящных искусств.
В 1910-1911 гг. Петр Кончаловский становится одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет» – самой крупной авангардистской группы в России. Живописец активно участвует в культурной жизни, экспонирует свои работы, публично обсуждает принципы своего искусства с коллегами и критиками.
С началом Первой мировой войны Кончаловский был призван в армию. Художник был контужен в боях, после демобилизации вернулся в Москву.
В двадцатых годах манера живописца вновь меняется. От импрессионизма он возвращается к более реалистичным полотнам. При этом Кончаловский, подобно представителям течения импрессионистов и постимпрессионистов, продолжает активно использовать яркие цвета как инструмент передачи эмоций.
Работы этого периода особенно ценятся искусствоведами и коллекционерами. В 2013 году картина Кончаловского «Пирс в Рязани» «Pier at Ryazan» была продана на аукционе за 380 000 евро.
Критики относят картину к реализму, но узнаваемое использование красок для передачи настроения приближает работу Петра Кончаловского к творчеству постимпрессионистов. Картина «Пристань в Рязани» была написана в 1931 году.
Петр Кончаловский становится одним из ведущих советских художников. До конца жизни он старался сохранять творческую независимость от советской власти. Живописец отказался писать портрет Сталина по фотографии, сославшись на невозможность реалистичной передачи характера генсека.
Несмотря на это, в 1942 году Петр Кончаловский был удостоен Сталинской премии, а в 1946 – получил звание народного художника СССР. В годы Второй мировой войны остался жить в Москве.
Главной советчицей художника была жена. Ей первой он показывал свои работы. Если они не нравились Ольге, Петр Кончаловский уничтожал полотна либо использовал их для написания новых картин.
Смерть
Петр Кончаловский умер в 1956 году в возрасте 79 лет. Художник похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.