Как разбирают слова по составу
Русский язык – сложный школьный предмет. Он вызывает затруднения не только у школьников, но и у взрослых людей. Для хорошего знания языка нужно не только разбираться в теории, но и тренироваться на практике. Одной из сложных тем является морфемный разбор слова. Затруднения испытывают даже дети, учащиеся в начальной школе. А в этот период обучения даются только легкие слова для разбора.
В чем сложность
Если морфемный разбор дается нелегко, то стоит разобраться в причине.
- ребенок не разбирается в морфемах: приставка, суффикс, корень и окончание;
- ребенок не знает отличий между частями слова, путается в них;
- ребенок не имеет представления о том, как морфемно разобрать слово.
Первым и самым основным шагом является полный разбор и выучивание всех особенностей языкового упражнения. Ребенок должен точно знать, в чем разница между суффиксом и префиксом. Важным аспектом является точность – ребенку нужно хорошо разбираться в различиях, а не вспоминать их.
Подробно разберем части слова
- Корень – главная и самая значимая морфема. В корне сокрыто лексическое значение слова. Найти корень можно путем подбора слов с такой же основой и выделения их общей части.
- Приставка (префикс) стоит перед корнем и помогает в словообразовании. Перед префиксом нужно всегда найти корень. Часть слова, которая будет перед ним, и является приставкой.
- Суффикс находится сразу после корня и, подобно префиксы, помогает в дальнейшем словообразовании. Найти суффикс несложно: необходимо найти слова с идентичным корнем, но без самого суффикса. Также можно использовать слово с отличающимся суффиксом. Часть слова, которая будет после корня и перед окончанием, и является этой частью слова.
- Окончание – морфема, которая, в отличие от других, может изменяться. Является связующим звеном для слов в предложении. Окончание всегда находится самым последним среди всех морфем. Изменение формы слова — лучший способ найти окончание. Не стоит забывать и про слова, имеющие нулевое окончание, например, стол или конь.
- Основа слова. В ее составе все, кроме окончания.
Как разобрать слово по морфемам
Сперва следует определить морфему. Далее нужно выявить окончание у слова, которое разбирается. Это делается просто: изменить слово таким образом, дабы проследить окончание. Не стоит забывать про слова с нулевым окончанием, о которых мы говорили выше.
Далее следует указать основу слова. Помните: в нее не входит окончание. После этого найти три основные морфемы.
Давайте для примера разберем слово «покупка». Оно является именем существительным. Окончанием является «а»: изменяем слово – нет покупкИ, совершил покупкУ.
Основой слова будет «покупк». Корень – «куп», приставка «по», суффикс – «к».
Как облегчить процесс разбора
Знание суффиксов и префиксов поможет облегчить процесс. Прилагательные, глаголы или существительные имеют свои морфемы. Их стоит запомнить. На это уйдет определенное количество времени, но оно компенсируется знаниями, которые будут получены в итоге.
Чтобы ребенок не путался в приставках, можно попробовать хорошее упражнение: образовывать из предоставленных слов новые с помощью префиксов. Например, берем слово «ходить» и добавляем к нему приставки: уходить, приходить, заходить, доходить, обходить и так далее.
Теперь поговорим о суффиксах. Эти морфемы придают словам определенное значение.
- «ик» — образует качественное лицо (химик, физик);
- «иц» — человек или животное. Стоит запомнить, что оно используется только в женском роде (тигрица, волчица, девица);
- «ист», «щик», «ач» — лицо занимается какой-либо деятельностью (трубочист, врач, автомобилист);
- «ник» — универсальная морфема, показывающая конкретное лицо, место, предмет и так далее (ельник, очник);
- «ошк», «ушк», «еньк» — эти суффиксы наделяют слово уменьшительно-ласкательным оттенком.
Стоит помнить еще и об этом:
- Суффикс «л» образует прошедшее время. Например, спал, был, жил.
- Суффиксы «ти», «ть», «чь» образуют неопределенную форму глагола, то есть инфинитив. Например, делать, нести, беречь.
Подводными камнями обладают и окончания. Неизменяемые части речи и формы слова не имеют окончаний.
- несклоняемые существительные: метро, такси, рагу, драже и т.д.;
- несклоняемые прилагательные: юбка гофре, вес нетто, брюки хаки, платье миди;
- наречия в конце имеют только суффиксы: быстро, неспроста, врукопашную.
Ребенок обязательно должен выполнять много упражнений на морфемный разбор слова. Так он сможет выработать систему, запомнить самые важные детали.