Туристический налог и курортный сбор: в чем разница?

Туристический налог и курортный сбор: в чем разница?

Определение и история курортного сбора

Курортный сбор – это денежный сбор, взимаемый с совершеннолетних туристов за пользование рекреационной инфраструктурой в ряде регионов России. Эксперимент по его введению стартовал 1 мая 2018 года и на данный момент распространяется на следующие территории:

  • Алтайский край;
  • Краснодарский край;
  • Ставропольский край;
  • Республика Крым (приостановлен с 11 марта 2022 года);
  • Санкт-Петербург (с 1 апреля 2024 года);
  • Федеральная территория «Сириус».

Важно отметить, что сбор оплачивается только совершеннолетними гражданами, которые проживают в объектах размещения (гостиницах, санаториях, пансионатах и т.д.) более 24 часов. Освобождены от уплаты курортного сбора льготные категории граждан, такие как:

  • дети до 18 лет;
  • лица с постоянной регистрацией в регионе взимания сбора;
  • инвалиды I и II групп и их сопровождающие;
  • ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий и другие льготные категории.

Средства, собранные в рамках курортного сбора, направляются на развитие туристической инфраструктуры регионов: благоустройство пляжей, парков, строительство и реставрацию объектов культурного наследия, создание и модернизацию объектов туристской индустрии.

В связи с приближением завершения эксперимента по взиманию курортного сбора (31 декабря 2024 года) ведется активная работа по разработке законопроекта о туристическом налоге, который может прийти ему на смену.

Ключевые особенности туристического налога, которые отличают его от курортного сбора:

  • Расширение географии. В отличие от курортного сбора, который действовал только в нескольких регионах, туристический налог смогут вводить на своей территории все субъекты Российской Федерации, вне зависимости от наличия официально признанных курортов.
  • Изменение плательщика. Плательщиками туристического налога, согласно текущей редакции законопроекта, станут не туристы, а коллективные средства размещения, такие как отели, санатории, турбазы, хостелы и другие, включенные в единый реестр Росаккредитации.
  • Фиксация максимальной ставки. Федеральным законом будет определена верхняя граница размера туристического налога, а регионы получат право самостоятельно устанавливать конкретную сумму в пределах установленного лимита.

Ключевые отличия туристического налога от курортного сбора

Несмотря на то, что туристический налог призван заменить курортный сбор, между ними есть ряд принципиальных отличий, которые затрагивают как географию действия, так и механизмы взимания средств:

  1. Масштаб действия. Курортный сбор носил локальный характер, применяясь в рамках эксперимента в ограниченном числе регионов России. Туристический налог предполагается внедрить повсеместно, предоставив право каждому субъекту РФ самостоятельно принимать решение о его введении на своей территории.
  2. Субъект уплаты. Курортный сбор оплачивался непосредственно туристами при заселении в объекты размещения. В случае с туристическим налогом плательщиками станут сами средства размещения (отели, санатории, базы отдыха и т.д.), включенные в реестр Росаккредитации.
  3. Порядок установления ставки. Размер курортного сбора определялся каждым регионом-участником эксперимента самостоятельно. При введении туристического налога будет установлена фиксированная верхняя граница на федеральном уровне, а регионы получат право варьировать размер налога в пределах этой границы.

Таким образом, туристический налог призван стать более совершенным и универсальным инструментом по сравнению с курортным сбором, обеспечивающим стабильное финансирование развития туристической отрасли по всей стране.

Преимущества и недостатки нововведения

Преимущества:

  • Упрощение процедуры администрирования. Переход от модели сбора с каждого туриста к модели взимания налога с объектов размещения снизит административную нагрузку на туристическую отрасль и упростит контроль за поступлением средств.
  • Повышение прозрачности расходования средств. Закрепление механизма сбора и распределения туристического налога в Налоговом кодексе РФ повысит прозрачность и подотчетность системы, что позволит более эффективно контролировать целевое использование средств.

Недостатки:

  • Неравномерность нагрузки на бизнес. Фиксированная ставка налога без учета сезонности и категории объекта размещения может создать неравные условия для бизнеса, особенно для небольших гостиниц и гостевых домов.
  • Необходимость контроля за целевым использованием средств. Важно разработать эффективные механизмы контроля за тем, чтобы собранные средства действительно направлялись на развитие туристической инфраструктуры, а не на другие цели.

Для того чтобы туристический налог стал эффективным инструментом развития туристической отрасли, необходимо тщательно проработать все аспекты его внедрения, минимизировав риски и обеспечив максимальную пользу как для регионов, так и для туристического бизнеса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x