Вопрос | Душа | Дух |
Где располагается | В человеке, его составная часть, осознаётся и познает мир. | В человеке, но трудноуловим, является непосредственной частью божественного, которую трудно осознать. |
Вечность | Вечна по сути, но может проводить вечность в разных условиях. | Вечен полностью, не уничтожим, не рождён, не меняется. |
Совершенствование | Может развиваться на индивидуальном уровне, постигать истину, получать опыт, выбирать. | Изначально совершенен, обладает знанием истины, блаженен, вечен. |
Восприятие | Может осознаваться человеком, как критерий истины, нечто надинстинктивное, позволяет понять, кем является человек, то есть – не только телом. | Метафорически видится, как верховный наблюдатель присутствующий в самом человеке. Не затрагивается воздействиями, может постигаться опытом души, но для этого нужно совершенствоваться. |
Наличие | Есть у всех живых существ, как минимум, у каждого человека, но может иметь разный опыт и склонности. | Присутствует в живом, как элемент вечного Создателя. |
Подобные вопросы, безусловно, требуют более детального рассуждения. Довольно трудно скомпоновать весь опыт мыслителей, духовных искателей и человечества в целом в короткие тезисы.
Точнее, такое в некоторой степени возможно, но также могут появиться и трудности в:
- понимании;
- использовании терминов;
- интерпретации и выводах.
Поэтому для начала постараемся кратко разобраться с терминологией и указать, какие основы понимания предполагаются для дальнейшего рассуждения. Совершенно очевидно, что рассматриваемый вопрос более всего обсуждается в религиях, философии и различных мистических учениях. Соответственно, рассмотрим, какие модели и толкования терминов они предлагают.
Структура человека
Как правило, религия рассматривает человека, как составное существо, в котором присутствуют зримые части, в частности, тело и незримые, в частности такие как душа, дух, различные энергетические структуры (которые, кстати говоря, как утверждают экстрасенсы, являются также зримыми, если уметь смотреть) психика и эмоции. В дальнейшем рассуждении возьмём условную трехсоставную структуру, которая выделяет в человеке: тело, душу и дух. При этом появляется вопрос: где тогда располагаются эмоции или деятельность рассудка?
Вопрос вполне логичный, а ответ на него выгдядит весьма размытым. Ведь многое зависит от понимания терминов и интерпретации таковых.
Опыт души
К примеру, если сравнивать буддийскую концепцию, то то, что в буддизме зачастую фигурирует как ум, в других религиях чаще интерпретируется как душа, то есть весь спектр человеческих переживаний, который возможно испытывать на чувственном и внутреннем уровне. Хотя снова нужно сказать, что этот вариант даёт немного размытое понимание и для лучшего изучения нужно, конечно, самостоятельно более детально разбираться.
Если дать поверхностный пример, рассмотрим чувственное переживание, к примеру, боль:
- реакцию от повреждения или других внешних воздействий чувствует тело, которое подаёт сугубо сигналы по нервной системе;
- реагирует на эти переживания душа или ум (в буддийском смысле) то есть страдает по этому поводу, или наоборот радуется, если стимулы приятные;
- созерцает процесс дух.
При этом нужно понять, что деятельность души гораздо сложнее чем только реакции на приятные и неприятные переживания. К примеру, вы можете испытывать приятное, но душой отторгать подобное. Скажем телу приятно, но внутренне вы отвергаете эти переживания, соответственно здесь душа, и может страдать.
Связь с высшим
Такие вариации реакций обуславливаются тем, что человек имеет разум и может обдумывать получаемые стимулы. Помимо этого, согласно религиозным концепциям и некоторым философским традициям (к примеру, идея припоминания у Платона) душа имеет знание об истине, то есть может становиться над внешними условиями и соотносить переживания и опыт с истиной о мире. Подобное интуитивное знание также некоторые называют совестью. К примеру, вы кушаете тортик и понимаете, что вам приятно, но съели кусочек другого человека и понимаете, что не совсем верно поступили, хотя приятно, в душе вы можете страдать.
Где тогда дух
Довольно часто дух рассматривается в качестве присутствия непосредственно Всевышнего в человеке. При этом присутствует он (дух) в качестве незримого наблюдателя, практически незатрагивающего самого человека. Более того, действительно осознать наличие духа в себе невероятно трудно и этим занимаются многие религиозные деятели, духовные искатели. Дух присутствует, но как бы скрыт, он даёт свое начало, свое существование человеку и именно присутствием духа может объясняться фраза «по образу и подобию», которая используется в православии. Соответственно, речь идёт не о том, что образ тела повторяет Господа, но о том, что наличие духа в человеке определяет его причастность к божественному.
Безусловно, здесь могут появиться вопросы про других живых существ: наделили ли их душой и духом или они имеют только инстинкты и примитивный разум? И подробное. Тем не менее, тут ответ снова зависит от выбранной концепции. Хотя мы уверены, что единственно верный ответ на такие вопросы существует. Однако, сейчас углубляться в эти вопросы не станем, их нужно отдельно рассматривается. Резюмируем вопрос с разницей души и духа.